Новости
10 апреля 2018, 09:00

Баянист-виртуоз Сергей Кузнецов отметил 60-летний юбилей

Баян – инструмент довольно молодой, ему немногим больше века, и по-своему удивительный. Его неспроста называют маленьким оркестром, ведь он способен имитировать тембры, к примеру, флейты, кларнета, фагота или даже органа. Правда, подражать другим инструментам он соглашается только в руках виртуозов, одним из которых по праву считается заслуженный работник культуры РФ Сергей Кузнецов.

Тоска по Алтаю

Барнаульцам имя Сергея Кузнецова хорошо знакомо – больше 20 лет музыкант, который прославился своим мастерством не только в России, но и за рубежом, посвятил службе в Алтайском государственном оркестре русских народных инструментов «Сибирь» им. Е.И. Борисова. Около полутора лет назад баянисту пришлось оставить любимый коллектив и перебраться в Подмосковье, правда, это не мешает ему общаться со старыми друзьями.

- Первое время я там очень сильно тосковал по Барнаулу, а потом как-то все притупилось, – делится Сергей Григорьевич. – Сюда приехал, первые два дня ничего не осознавал, а вот на третий почувствовал ту самую страшную ностальгию, о которой говорят наши предшественники, покинувшие родину. Даже не знаю, сильно ли изменился Барнаул… Я по большому счету не успел его посмотреть – слишком много времени отняли репетиции. Удивительно, но город предстал передо мной каким-то праздничным – с белым снегом и ярким солнцем. Этот мой приезд пробудил во мне желание регулярно сюда возвращаться.

Для горожан визит земляка тоже стал отчасти праздником, ведь он не так часто бывает в родных местах. Особую ностальгию вызвали совместные номера с оркестром «Сибирь» под руководством Николая Комиссарова и его старинным другом, известным балалаечником Игорем Бабушкиным. Все было так, будто Сергей Кузнецов и не уезжал вовсе.

- Конечно, по коллективу тоже скучаю, это, можно сказать, большая часть моей профессиональной жизни, – продолжает баянист. – Четверть века не шутка. Я понял, что мы все связаны очень прочными нитями, однако общаться не всегда удается. Там я не играю в оркестре. Мы с Бабушкиным очень часто выезжаем за рубеж. Как раз это и поумерило мои первоначальные представления.

Я думал, что смогу устроиться в какой-то коллектив или пойду преподавать, хотя это не самое приятное для меня дело. Когда я работал здесь, еще при Евгении Борисове, мне удавалось подстраиваться под режим работы оркестра, да и мне во многом шли навстречу. Не думаю, что где-то на новом месте нужен человек (что бы я из себя не представлял), который, не успев начать работу, через неделю-две уедет. Потом приедет и опять уедет. Это неразумно. Пожалуй, с Игорем мы сейчас больше всего и работаем, даем совместные концерты. Вот даже в этот раз мы вместе с детьми Бабушкина, очень музыкальными, успели выступить в Мамонтово. Кстати, дуэту этому уже 40 лет. В последнее время сотрудничество товарищей становится более активным и плодотворным – артисты уже записали три альбома и продолжают гастролировать по городам России и зарубежья. Отличительная черта тандема – любовь к экспериментам. Как раз одним из таковых друзья и похвастались, исполнив восьмую («Патетическую») сонату Бетховена в балалаечно-баянном варианте.

Родом из детства

- Родился я в семье бухгалтеров, – вспоминает Сергей Григорьевич. – Мама, говорят, в молодости не только на гитаре музицировала – она имела хороший голос и слух, – но и очень любила плясать под гармонь своего отца. И, наверное, если говорить про генетику, скорее всего, там я откопаю то, почему не мог не стать музыкантом.

Будучи маленьким, Сергей Кузнецов часто гостил у своего деда в селе Батурово, что раскинулось по дороге в Камень-на-Оби. Дед был лучшим сапожником, обшивавшим всю деревню, и лучшим гармонистом, под аккомпанемент которого люди непременно пускались в пляс. Это осталось в памяти барнаульского баяниста одним из самых ярких впечатлений, связанных с классической музыкой.

- Лет в шесть мне была куплена балалайка, но она быстро поднадоела, – продолжает музыкант. – Вот если бы я тогда услышал, как на ней потом будет играть Игорь Бабушкин, то, возможно, никакого баяна бы и не было. Тогда родители решили, что нужно взять что-то посерьезнее, и купили в комиссионке баян за 70 рублей. Как сейчас помню. Это было 6 января 1966 года.

Дальше были музыкальная школа, Барнаульское музучилище, Новосибирская государственная консерватория, работа в Московской областной филармонии… И только после этого – возвращение на Алтай, где Сергей Григорьевич сразу стал одним из самых ярких солистов в плеяде звездных артистов оркестра «Сибирь», а заодно идейным вдохновителем и арт-директором международного конкурса «Либертанго» и баянного фестиваля «Сибирские встречи».

Продолжение – в детях

Дети Сергея Кузнецова, в отличие от него самого, пошли по проторенному пути. Наследственность в полной мере проявилась в способностях дочери баяниста Анне Заяц, которая ныне играет на балалайке в оркестре «Сибирь». На юбилейном концерте отца девушка исполнила необыкновенное, отчасти волшебное, пробирающее до мурашек произведение «Кассиопея», которое она написала сама. К слову, композиторством артистка занялась недавно, что папу не удивило. Оказывается, будучи двухгодовалым ребенком, девочка часто «подыгрывала» (скорее, просто стучала по клавишам) отцу и Игорю Бабушкину на фортепиано, когда те репетировали. Глядя на это, все пророчили ей будущее композитора.

Во время юбилейного концерта отец и дочь впервые за долгие годы вместе вышли на сцену и исполнили одну из известных плясовых песен.

Юлия Неволина.

Фото Юлии Акимцевой.

comments powered by HyperComments

Интересное
Загрузка...









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg